Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Ушинский К. Д.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

СТРЕСС В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Ребёнок приходит в этот мир мало что зная о нем. Все происходящее - ново. Он не воспринимает ситуации и вещи обыденно, как это делают взрослые; у него нет наработанных готовых решений, способов реагирования и совладения - всему этому он учится в процессе взросления и жизни.
И как он переживёт те или иные ситуации, как научится воспринимать их, совладать с эмоциями и стрессом - зависит от воспитывающих взрослых.

big-pharma-insanity-8212-antidepressants-prescribed-to-a-1-year-old-boy-alternative-news.jpg

Дети в большей степени подвержены стрессовым ситуациям, в особенности потому что не имеют определенного опыта, а взрослые не подготавливают и не помогают пережить происходящее.

Какие ситуации для детей являются источником стресса?
-нормативные кризисы развития (особенно в условиях неправильного поведения взрослых);
-нарушение взаимоотношений в семье и вне семьи; ситуации депривации (особенно в раннем детстве), нестабильная психологическая среда;
-несоответствие предъявляемых к ребёнку требований его возможностям, уровню нормативного развития;
-ненормированная нагрузка (отсутствие отдыха и ресурсной среды; повышенная эмоциональная и социальная нагрузка);
-непредсказуемость окружающей среды (особенно когда у родителей проблемы во взаимоотношениях, нет чётких и понятных границ, воспитание непоследовательно);
-резкие изменения в укладе жизни (экстремальные ситуации, горе и утрата);
-длительная, не имеющая разрешения фрустрация (хочу, но не могу достичь желаемого/не дают достичь желаемого).

0_113597_4f09d8b7_orig.jpg

Все перечисленные ситуации обладают сильнейшим стрессогенным действием. Симптомы и последствия стресса могут выражаться как:
✔️тики и неврозы;
✔️регресс(-способ защиты, когда психика прибегает к возврату в детское состояние с целью понижения тревоги или разрешения конфликта) поведения и способностей;
✔️снижение или чрезмерное повышение общего физиологического и эмоционального тонуса;
✔️изменения эмоционального фона: страх, тревожность, беспокойство, агрессия, апатия, слезы, неадекватность самооценки.

В дальней перспективе длительные/неразрешенные стрессовые ситуации оказывают крайне негативное влияние на психическое и физическое здоровье (особенно плохо, когда в ход идёт чистая психосоматика), снижают качество жизни.

Общие методы профилактики стресса:

platok-1.png

-родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка столкновения со стрессовой ситуацией;
-родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
-родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
-родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
-если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.Если же ситуация не может разрешиться, Вы можете обратиться за помощью к школьному психологу;
-cтарайтесь повышать самооценку собственного ребенка. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.
-старайтесь как можно больше разговаривать со своим, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

Педагог-психолог
Кирюхина Е.П.